ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сегодня в России создается такая система, которая обеспечивает равные условия реализации права на получение доступного качественного образования для любого ребенка. В том числе для детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями. Важной частью этой работы является внедрение системы инклюзивного образования, когда дети с различными формами инвалидности учатся вместе со здоровыми детьми.

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в постоянном внимании со стороны психологов, врачей и педагогов. Их обучение и воспитание, безусловно, требуют особых условий и навыков со стороны учителей. Поэтому в помощь учителям, работающим с такими детьми, разработаны адаптированные образовательные и коррекционно-развивающие программы. Они помогают помочь в социализации ребенка и его максимальной адаптации к социуму. В конечном итоге, специальные образовательные программы призваны помочь детям с особыми потребностями научиться способности жить и обеспечивать себя самостоятельно.

В настоящий момент в 3345 российских школах уже созданы условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. К началу 2015 года такие условия появятся еще в 2600 российских школах. Кроме того, уже разработан федеральный государственный стандарт образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот документ можно увидеть на специально созданном информационном ресурсе http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/. Здесь же размещена информация о проектах основных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, график их апробации и перечень участников. С 1 сентября 2014 года 124 образовательных организации в 24 субъектах федерации в качестве эксперимента начали работать по новым ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.(http://www.kp.ru/daily/26311.5/3190101/)

Восемь принципов инклюзивного образования[1]:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

(1) Пугачев А. С. Инклюзивное образование [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ

Моисеева М.В., Розенблюм С.А. Организация инклюзивного образования в средней школе // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

12.12.2015 19:14
Inclusive_edu_Moiseeva.pdf 

Чушева Л.Н. Новая роль специального (коррекционного) образовательного учреждения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

12.12.2015 19:13
Inclusive_edu_Chusheva.pdf

Гончаренко М.С. Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

12.12.2015 19:12
Inclusive_edu_Goncharenko.pdf

Сабельникова С.И. Программа коррекционной работы в образовательном учреждении — системный подход к развитию инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

12.12.2015 19:10
Inclusive_edu_Sabelnikova.pdf

Олтаржевская Л.Е. Ресурсные возможности школы для инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

12.12.2015 19:09
Inclusive_edu_Oltarzhevskaya.pdf

Мельник Ю.В. Толерантное отношение к нетипичности подростка у одноклассников на современном этапе развития инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

12.12.2015 19:08
Inclusive_edu_Melnik.pdf

Вачков И.В. Модели толерантного отношения к детям с ОВЗ у их сверстников // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

12.12.2015 19:07
Inclusive_edu_Vachkov.pdf

Силантьева Т.А. Социальная поддержка родителей детей с ОВЗ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

12.12.2015 19:05
Inclusive_edu_Silantieva.pdf

Фальковская Л.П. Диалог взрослых: родители и специалисты в сопровождении ребенка с ОВЗ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

12.12.2015 19:03
Inclusive_edu_Falkovskaya.pdf

Шалагинова К.С. Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

12.12.2015 19:02
Inclusive_edu_Shalaginova.pdf